В мае 2016 года в Калининграде прошел IV Международный педагогический фестиваль-конкурс «Янтарная сова – 2016». Мероприятие проводилось по инициативе комитета по социальной политике администрации Калининграда при участии городского Совета депутатов и Калининградского филиала РЭУ имени Г. В. Плеханова.
Помимо калининградских учителей в состязаниях принимали участие педагоги из Беларуси, Ярославля, Германии, Монголии, Латвии, США.
На первом (заочном) этапе экспертная комиссия изучала интернет-ресурсы, представленные участниками на конкурс, оценивала соответствие предъявляемым требованиям. Второй (очный) этап состоялся 21 мая в формате мастер-классов: конкурсанты непосредственно соревновались в профессиональном мастерстве.
Среди участников были победители I Международного фестиваля педагогического мастерства «Крыштальнае зубраня», который проходил в Минске с 14 по 17 апреля 2016 года: Людмила Алексеевна Воронина, учитель ГУО «Средняя школа № 111 г. Минска», и Елена Викторовна Иванова, учитель МАОУ «Начальная школа – детский сад № 72». Благодаря победе они прошли сразу в очный этап.
По итогам мероприятия Гран-при фестиваля была удостоена Людмила Алексеевна Воронина. Вместе со своими коллегами – директором школы Светланой Михайловной Протасевич и учителем начальных классов Ингой Петровной Тихоновецкой – она представляла проект «Виртуальный книжный клуб „Город книг“ как средство формирования читательской грамотности учащихся».
Исследования подтверждают, что современные дети читают не только меньше, но и значительно хуже, чем их ровесники 20–30 лет назад. Желание способствовать формированию у учащихся читательской грамотности и послужило толчком для разработки виртуального клуба.
По словам победителя, это объединение любителей чтения, коллективное виртуальное сотрудничество, которое позволяет максимально удовлетворить интересы подрастающего поколения. Цель создания клуба – систематическое изучение литературы, а также формирование квалифицированного читателя, знания, умения и навыки которого станут фундаментом для его развития. Особенность клуба состоит в том, что его члены придерживаются строгой политики чтения реальных книг, а не онлайн-ресурсов. «Мы считаем, что нет ничего лучше, чем живое общение с печатным словом, – говорит Людмила Алексеевна. – Развитие может осуществляться только путем собственной деятельности и через отношения – во взаимодействии человека с внешним миром, с людьми».
Совместно с коллегой Ингой Петровной Тихоновецкой Людмила Алексеевна организовывала в каникулярное время сетевые литературные проекты, в рамках которых школьники читали произведения по определенной тематике и отвечали на вопросы. Также проводились викторины, конкурсы, различные квесты и др. «Мы видели, что у детей появились заинтересованность, желание и стремление познавать мир вместе со сверстниками через печатное слово. Им кажется, что они играют, но эта игра имеет в основе дидактические цели. Становясь более взрослыми, ученики нуждаются в систематическом ежедневном чтении. И задача учителя – не упустить момент и выступить в роли проводника в мир книг», – говорит Людмила Алексеевна.
Проекты организовывались в течение трех лет. Позже появилась необходимость систематизировать наработанный материал. Тем более что возрастающее число пользователей требовало автоматизации определенных процессов, так как очень много материалов приходилось обрабатывать вручную. Так был создан виртуальный книжный клуб «Город книг».
Для педагогов ресурс представляет информацию о читательских умениях, некоторые методические рекомендации (например, по написанию отзывов, сочинений). Учителя также могут делиться своими наработками. Для учащихся размещаются сведения, которые мотивируют к активному участию в работе, подробно объясняются этапы игр, правила начисления баллов и др. Результатом творческой самореализации школьников в читательской деятельности явилась возможность выступать модераторами, экспертами, управлять детской общиной «Город книг» при помощи дополнительных прав и расширенных возможностей в рамках ресурса.
Виртуальный книжный клуб – закрытое пространство, в котором могут работать только зарегистрированные пользователи. Это было сделано для того, чтобы обеспечить безопасность детей в Сети.
Положительные итоги работы ресурса налицо: значительно повысился интерес школьников к литературе; очевидны позитивные сдвиги в сотрудничестве с родителями, которые стали воспринимать классного руководителя как соратника и опытного помощника. Мониторинг читательских умений учащихся, входящих в книжный клуб, показал высокие результаты по интерпретации и обобщению информации, формулированию простых выводов, анализу и оценке содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Конкурсы, подобные «Янтарной сове», позволяют педагогам разных стран изучить новые инновационные образовательные приемы организации учебного занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий. По словам Людмилы Алексеевны Ворониной, «любой фестиваль – это знакомство с опытом коллег. Многие замыслы можно взять на вооружение. Такие поездки дают возможность налаживания общения с коллегами, обогащения их идеями».

Подготовила Мария Малявко,
студентка 2 курса факультета журналистики
Института журналистики БГУ,
по материалам сайта «Настаўніцкай газеты»

Комментариев нет:

Отправить комментарий