Уникальные тренажеры для детей с особенностями разработал школьник из Минска
Закрой болезнь на ключ

На базе средней школы № 111 Минска занимается 17 детей с особенностями психофизического развития. К каждому необходим особый подход. Руководитель по адаптивной физической культуре Наталья Чирицо проводит групповые и индивидуальные занятия. Комната поделена на специально обустроенные зоны. А рядом в помощь педагогу авторские тренажеры и оборудование для всестороннего развития детей с ОПФР. Их придумал ученик 9-го класса Иван Золотарев. «Разноцветный лабиринт», «Пружинка», «Волшебный ящик» и другие приспособления обучают детей важным в бытовой и школьной жизни навыкам: держать ручку, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, открывать ключом замок.
Казалось бы, взять в руку карандаш — проще простого. Но не для ребенка с особенностями в развитии. Каждый навык ему дается с большим усилием. Иван Золотарев нашел способ облегчить обучение этим детям. Ему помогали педагоги и психологи школы. В классе может потренировать моторику любой ученик начальной школы.
У «Разноцветного лабиринта» второклассник Миша Суворов. Михаил удерживает одной рукой шарик. Иван дает ему задание: «Проводить пальцами фигурку в правый верхний угол. Мальчик катит шар по лабиринту. У него это не вызывает особого труда. Руководитель проекта Наталья Чирицо акцентирует, что учащемуся, например, с ДЦП даже захват шарика дается очень непросто и далеко не сразу.

— «Разноцветный лабиринт» научает ребят двигаться в пространстве, осознавать, где право и лево, тренирует вращательные движения верхних и нижних конечностей, — демонстрирует нам возможности изобретения педагог. — Кроме того, занятия на этом оборудовании помогают развивать мелкую и крупную моторику, различать величину, форму и цвет, стимулируют работу органов зрения. У нас занимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, когда поражены верхние и нижние конечности. Очень важно подготовить руку такого ребенка к письму. И специальные приспособления тут как нельзя кстати.
Иван Золотарев изготавливал тренажеры вместе с учителем трудового обучения. Из вторичного сырья. В ход пошли старая мебель, обрезки ткани, пуговицы, шнурки. Неравнодушные к делу принесли старые замки и ключи.
Производство такого оборудования не требует больших материальных затрат. Автор и руководитель проекта надеются, что разработку внедрят в систему образования. Найдутся и производители оборудования в стране. Ведь его можно использовать не только в работе с особенными детьми, но и с обычными школьниками, развивая ребят в игровой форме. Специалисты из Минского центра медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями оценили проект и не против иметь такие тренажеры в учреждении.
Незамысловатая пружинка c рукоятью служит для разработки лучезапястного сустава. А «Волшебный ящик» с пуговицами, шнурками, замками помогает ребенку обслужить себя. Наталья показывает, как тренажер облегчает обучение: «Волшебный ящик» легко можно перенести в любое пространство комнаты, где наиболее комфортно заниматься. Например, ребенок с особенностями психофизического развития не может застегнуть самостоятельно пуговицу. Вот участок, где он тренируется застегивать вверх и вниз. Когда навык отработан, это легче сделать на своей кофточке. Таким же образом учимся завязывать и развязывать шнурки. — Наталья находит на ящике связку ключей и подносит один из них к замку. — Здесь три ключа, а ребенку нужно подобрать только один. Так он учится пользоваться замками».

За другим тренажером Иван просит ученика второго класса Михаила Шерякова накрутить гайки на разные шурупы. Автор идеи говорит, что иногда и старшеклассники теряются в большом количестве крепежа. Но Ваня не из тех, кто упрощает задачи.
В России и странах Европы похожее оборудование активно используют в образовании. У нас пока таких приспособлений не было. Иван Золотарев уже работает над новыми идеями: разрабатывает еще два развивающих тренажера. Изобретатель верит, что спрос будет.