Закрой болезнь на ключ

Уникальные тренажеры для детей с особенностями разработал школьник из Минска

Закрой болезнь на ключ

Уникальные тренажеры для детей с церебральным параличом и другими особенностями психофизического развития разработал обыкновенный девятиклассник из Минска. Аналогов в Беларуси им нет. Необычные изобретения способствуют также развитию дошкольников и младших школьников. Руководитель проекта предлагает внедрить свою разработку в систему образования. Корреспондент «Р» встретилась с юным изобретателем. 

Иван ЗОЛОТАРЕВ — автор разработки уникальных тренажеров

На базе средней школы № 111 Минска занимается 17 детей с особенностями психофизического развития. К каждому необходим особый подход. Руководитель по адаптивной физической культуре Наталья Чирицо проводит групповые и индивидуальные занятия. Комната поделена на специально обустроенные зоны. А рядом в помощь педагогу авторские тренажеры и оборудование для всестороннего развития детей с ОПФР. Их придумал ученик 9-го класса Иван Золотарев. «Разноцветный лабиринт», «Пружинка», «Волшебный ящик» и другие приспособления обучают детей важным в бытовой и школьной жизни навыкам: держать ручку, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, открывать ключом замок. 

Казалось бы, взять в руку карандаш — проще простого. Но не для ребенка с особенностями в развитии. Каждый навык ему дается с большим усилием. Иван Золотарев нашел способ облегчить обучение этим детям. Ему помогали педагоги и психологи школы. В классе может потренировать моторику любой ученик начальной школы. 

У «Разноцветного лабиринта» второклассник Миша Суворов. Михаил удерживает одной рукой шарик. Иван дает ему задание: «Проводить пальцами фигурку в правый верхний угол. Мальчик катит шар по лабиринту. У него это не вызывает особого труда. Руководитель проекта Наталья Чирицо акцентирует, что учащемуся, например, с ДЦП даже захват шарика дается очень непросто и далеко не сразу. 

Наталья ЧИРИЦО показывает «Волшебный ящик».

— «Разноцветный лабиринт» научает ребят двигаться в пространстве, осознавать, где право и лево, тренирует вращательные движения верхних и нижних конечностей, — демонстрирует нам возможности изобретения педагог. — Кроме того, занятия на этом оборудовании помогают развивать мелкую и крупную моторику, различать величину, форму и цвет, стимулируют работу органов зрения. У нас занимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, когда поражены верхние и нижние конечности. Очень важно подготовить руку такого ребенка к письму. И специальные приспособления тут как нельзя кстати. 

Иван Золотарев изготавливал тренажеры вместе с учителем трудового обучения. Из вторичного сырья. В ход пошли старая мебель, обрезки ткани, пуговицы, шнурки. Неравнодушные к делу принесли старые замки и ключи. 

Производство такого оборудования не требует больших материальных затрат. Автор и руководитель проекта надеются, что разработку внедрят в систему образования. Найдутся и производители оборудования в стране. Ведь его можно использовать не только в работе с особенными детьми, но и с обычными школьниками, развивая ребят в игровой форме. Специалисты из Минского центра медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями оценили проект и не против иметь такие тренажеры в учреждении.

Незамысловатая пружинка c рукоятью служит для разработки лучезапястного сустава. А «Волшебный ящик» с пуговицами, шнурками, замками помогает ребенку обслужить себя. Наталья показывает, как тренажер облегчает обучение: «Волшебный ящик» легко можно перенести в любое пространство комнаты, где наиболее комфортно заниматься. Например, ребенок с особенностями психофизического развития не может застегнуть самостоятельно пуговицу. Вот участок, где он тренируется застегивать вверх и вниз. Когда навык отработан, это легче сделать на своей кофточке. Таким же образом учимся завязывать и развязывать шнурки. — Наталья находит на ящике связку ключей и подносит один из них к замку. — Здесь три ключа, а ребенку нужно подобрать только один. Так он учится пользоваться замками».

Гоняя шары по разноцветному лабиринту, дети развивают моторику рук

За другим тренажером Иван просит ученика второго класса Михаила Шерякова накрутить гайки на разные шурупы. Автор идеи говорит, что иногда и старшеклассники теряются в большом количестве крепежа. Но Ваня не из тех, кто упрощает задачи. 

В России и странах Европы похожее оборудование активно используют в образовании. У нас пока таких приспособлений не было. Иван Золотарев уже работает над новыми идеями: разрабатывает еще два развивающих тренажера. Изобретатель верит, что спрос будет. 

Возможность жить полноценной жизнью — главная мечта для детей с инвалидностью

 

Но все ли учебные заведения приспособлены для ребят с особенностями? Средняя школа № 111 города Минска в этом вопросе задает, уверена, правильный тон. Учителя здесь даже организуют онлайн-трансляции уроков. А недавно сумели сделать и единственный среди школ страны кабинет адаптивной физкультуры. В нем — самые современные тренажеры. Причем многие из них — уникальные разработки педагогов. Об этом рассказывает «СБ«.

Прямое включение

Открыть интегрированный класс не значит принять особенного ребенка. Прежде надо научить и педагога, и других детей сотрудничать с детьми, у которых есть инвалидность. Средняя школа № 111 Минска стала инновационной площадкой Министерства образования и городским ресурсным центром по специальному образованию. Сегодня здесь открыто 7 интегрированных классов. Никакой дискриминации — ребята ходят на уроки с остальными детьми. Но для них также организуют дополнительные занятия. Последняя разработка школы: для длительно болеющих детей и находящихся на реабилитации внедрили дистанционное обучение. Чтобы узнать, что это такое, заглядываю в один из классов.

В школе разработали более 10 тренажеров для детей с инвалидностью
ФОТО СЕРГЕЯ ЛОЗЮКА

Инга Тихоновецкая, учитель младших классов, как раз включает камеру:

— Сегодня на занятия не смог прийти один из мальчиков. Чтобы родители не переживали, что ребенок отстанет от темы, организую онлайн-трансляцию прямо из класса. Ученик, не выходя из дома, сможет пройти новый материал вместе с нами. Иногда в качестве альтернативы делаю аудиозапись, где проговариваю ключевые моменты урока. Все это размещаю в открытом доступе на сайте школы. Здесь же можно посмотреть план уроков, график контрольных работ. Любая информация как на ладони.

Директор школы Светлана Протасевич рассказывает, что такие ноу-хау в свое время потребовали приличных вложений:

— Мы стремимся, чтобы у детей с инвалидностью не было никаких трудностей с усвоением материала. Чтобы качественно организовать трансляцию уроков, провели оптоволоконный кабель, используем оптимальную скорость интернет-соединения и IP-камеру с хорошим разрешением. В свое время мы много уделили внимания формированию толерантного отношения к детям с особенностями психофизического развития. Мы хотим, чтобы им было учиться в удовольствие. В школе создана безбарьерная среда — есть пандусы, лифт.

Лабиринты здоровья

А вот и кабинет адаптивной физкультуры. Андрей Щерба, ученик 10-го класса, пришел на занятия. Так вышло, что парню легче решить задачу со звездочкой, нежели пройтись по лестнице — особенности диагноза. Андрей взбирается на лестницу-степпер. Руководитель по адаптивной физической культуре Наталья Чирицо задает технике нужный режим:

— Вот эти четыре современных тренажера — новогодний подарок Мингорисполкома. Например, лестница-степпер есть только в нашей школе и крупном фитнес-центре. Она отлично тренирует навыки ходьбы по лестнице. Поначалу Андрею было сложно на ней работать. Видите, тренажер высокий — словно взбираешься по ступенькам в гору. Но теперь у него появилась уверенность. Если раньше пользовался лифтом, сейчас уже ходит по лестницам.

Кабинет адаптивной физкультуры оборудован самой современной реабилитационной техникой

Наталья горит делом. Целый отпуск, у учителей он немаленький, она провела в школе, обустраивая новый кабинет. Она же разработала больше 10 уникальных тренажеров для детей с инвалидностью. Правда, идеи могли так и остаться на бумагах в виде схем, если бы не ученики школы и учитель труда Павел Шалкович. Вместе они превратили чертежи в реальное оборудование для реабилитации. Тренажеры делали из вторичного сырья. В ход пошли старая мебель, обрезки ткани, пуговицы, шнурки, старые замки и ключи.

Учитель приносит несколько разработок. Они сделаны настолько качественно, что кажется: только сошли с заводского конвейера. Наталья протягивает тренажер «Лабиринт»:

— На занятиях я работаю с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также после операций. Им необходимо тренировать моторику. Например, вот это приспособление отлично с такими задачами справляется.

На создании тренажеров увлеченный учитель не остановилась. Она сформировала собственную картотеку с физическими упражнениями для детей. Для каждого ребенка разрабатывает индивидуальный план реабилитации. В зависимости от диагнозов своя коррекционная программа. Наталья Чирицо показывает картотеку:

— Живу этим. Каждый новый учебный год начинаю с оценки физического состояния ребенка, а перед летними каникулами анализирую, каких успехов получилось добиться. Реабилитация не происходит быстро. Это длительный, трудоемкий процесс. Хотя уже могу привести примеры, которыми горжусь. У меня есть ученица, передвигающаяся на инвалидной коляске. Недавно она стала стоять у опоры и делать приставные шаги. Это счастье! И для нее, и для меня.

Лучшие идеи белорусской молодежи в рамках проекта «100 идей для Беларуси»

 Лучшие идеи белорусской молодежи в рамках проекта «100 идей для Беларуси»

Каждая отрасль экономики может гордиться своими достижениями, если она не только устойчиво функционирует, но и динамично развивается.

В целях стимулирования гражданских инициатив к реализации инновационных проектов и научно-технических разработок в различных отраслях, в Республике Беларусь ежегодно реализуется Республиканский молодежный инновационный проект «100 идей для Беларуси».

Экспертами представленных проектов выступали представители медицинской отрасли, Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Национальной академии наук, органов государственного управления, а также представители бизнес-сообществ.

Для работы в составе Республиканского экспертного совета в номинации «Медицина, фармация, медицинская техника» был привлечен также и представитель УП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» (далее – Центр) заместитель директора Журавлева Ольга Борисовна. В ее лице Центр принимал участие в нескольких этапах конкурса, детально анализируя предоставленные проекты, в том числе с точки зрения актуальности их тематики и прикладного применения. В число 10 номинаций входит и направление «Медицина, фармация, медицинская техника», в рамках которого по итогам 2020 года было представлено 12 проектов в двух возрастных группах (среди учащихся, студентов и работающей молодежи).

По итогам конкурса в номинации «Медицина, фармация, медицинская техника» определены три победителя.

• Анна Бондарович с проектом «Создание мультипараметрийного комплекса для сенсорных секвенций с целью активизации межполушарных связей и коррекции двигательных дисфункций рук у детей со спастической формой детского церебрального паралича».

Данный проект презентовал разработку нового подхода к развитию, оздоровлению, воспитанию детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ДЦП со спастической формой). В рамках проекта, создается кабинет эрго- и механотерапии стимулирующего пространства специально организованной предметно-развивающей среды для комплекса реабилитационных мероприятий, а также мультипараметрийный комплекс для сенсорных секвенций направленных на восстановление утраченных в результате заболевания межполушарных связей.

• Авторский коллектив Евгения Ковалева, Сергея Кириленко, Андрея Филюстина с проектом «Применение смартфон-ассистированной технологии дополненной реальности для предоперационного планирования».

Проект, разработанный этим коллективом, представляет собой приложение для смартфона, которое позволяет проецировать виртуальную трехмерную модель на тело человека и выполнить необходимые хирургические вмешательства (разрез, пункция и т.д.). При помощи приложения можно будет выполнить предоперационную подготовку, пройти симуляционный тренинг, реализовать возможность дистанционного обучения.

• Юлия Кухарчик с проектом «Метод медицинской профилактики невынашивания беременности у женщин с сочетанной гинекологической патологией: эндометриоз и миома матки в репродуктивном возрасте».

Проект представляет собой метод профилактики невынашивания беременности у женщин с эндометриозом и миомой матки. Особенностью является совершенствование тактики ведения пациента на этапе планирования и вынашивания беременности, основанной на оценке комплексного анализа анамнеза и результатов молекулярно-биологических особенностей эндометрия.

Центр также принял участие в награждении участников, чьи проекты признаны лучшими.

Поздравляем победителей и надеемся, что конкурсы инновационных идей не только придадут молодежи уверенность в своих силах, но и выступят мощным стимулом дальнейшего развития такого направления экономики, как «Медицина, фармация, медицинская техника».

photo

Посещение магистрантами Института инклюзивного образования форума научной молодежи «Путь в науку»

Ерошевская Алина Андреевна, председатель студенческой научно-исследовательской лаборатории (СНИЛ) «Креатив в инклюзии» («Креатив-технологии в расширяющемся инклюзивном пространстве»), Багдасарова Диана Эдуардовна, член СНИЛ «Рсширяем возможности» («Методическое сопровождение коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями психического и/или физического развития»), были поражены разнообразием научных проектов, заинтересованностью их представителей и интерактивной направленностью презентации работ на форуме.

Форум «Путь в науку» проходит в Беларуси второй раз, возросло количество его участников, что свидетельствует о его популярности и заинтересованности белорусской молодежи в науке и инновациях в разных направлениях и отраслях. Магистранты считают, что именно в рамках подобных мероприятий можно узнать много нового, поделиться идеями, находить единомышленников, заводить интересные знакомства.

На открытии форума выступили его организаторы и учредители.

Во второй половине дня был организован цикл лекций, объединенных названием «Наука Будущего» и посвященных исследованиям в космической сфере, солнечной энергетике, искусственному интеллекту, робототехнике, медицине, трансферу технологий и др.

К сожалению, можно было единовременно посетить только одну из предложенных лекций, но магистрантов заинтересовало выступление Чижика Сергея Антоновича, охарактеризовавшего проблематику искусственного интеллекта и робототехники.

На выставке научных достижений и разработок особый интерес вызвал проект «Развитие межполушарных связей и коррекция двигательных дисфункций рук у детей со спастической формой детского церебрального паралича посредством использования мультипараметрийного комплекса для сенсорных секвенций», который презентовали разработчик Чирицо Наталья Владимировна, учитель по адаптивной физической культуре, и ассистентка Бондарович Анна Владимировна, учащаяся 11 класса ГУО «Средняя школа № 111 г. Минска».

Мультипараметрийный комплекс для сенсорных секвенций представлен следующим оборудованием: бассейн для рук с функцией изменения света, в котором находятся массажные мячики, цветные объемные геометрические фигуры и прозрачные цифры, буквы; настольный модуль для развития мелкой моторики; набор панелей «Лабиринт» для развития межполушарных связей; сенсорный тренажер на основе тактильных ячеек; модуль «Крестики-нолики» и др. Особенностью всего оборудования в комплексе является то, что оно создано самостоятельно, исходя из рекомендаций и видения разработчика именно для учащихся со спастической формой детского церебрального паралича. Комплекс, разработанный в 2020 году, стал победителем городского конкурса «Опыт и инициатива педагогов – ресурс образования столицы» в номинации «Лучший проект в системе специального образования и оказания психологической помощи».

Магистрантами было отмечено высокое качество дидактических пособий, их приятная и естественная цветовая гамма, интересная подача, привлекающая взгляд и мотивирующая к включению в деятельность.

Члены СНИЛ искренне надеются на то, что Анна Бондарович в ближайшем будущем станет студенткой Института инклюзивного образования БГПУ и продолжит свой путь в науку.

17.10.2017г.

17.10.2017г. прошла презентация ресурсного центра. Творческая группа представила накопленный опыт работы слушателям повышения квалификации ГУО «Академия последипломного образования» (учителям-дефектологам классов интегрированного обучения и воспитания) по теме  «Особенности организации образовательного процесса с учащимися с ОПФР». В ходе презентации были освещены все направления деятельности ресурсного центра.

На базе школы прошла городская педагогическая конференция учителей

09.02.2017г. на базе школы прошла городская педагогическая конференция учителей, осуществляющих образовательный процесс на I ступени общего среднего образования (32 педагогических работника), слушателей повышения квалификации ГУО «Минский городской институт развития образования» на тему «Педагогическая поддержка учащегося I ступени общего среднего образования как условие успешного личностного развития».













План проведения:

Организация начала. Знакомство с образовательным пространством учреждения образования

Заместитель директора по учебной работе Пашкевич В.И.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Фрагмент учебного занятия по математике, 1 «А» класс

Использование приемов Легоконструирования на уроке математики

(каб. 313; 09.25 – 09.50)

Провела учитель высшей квалификационной категории Барауля С.П.

2.Фрагмент учебного занятия по русскому языку, 2 «Д» класс

Парные звонкие и глухие согласные. Обобщающая дидактическая игра «Виновен – не виновен»

(каб. 311; 10.00 – 10.20)

Провела учитель высшей квалификационной категории Потещенко Н.Г.

3. Фрагмент учебного занятия по литературному чтению, 4 «Б» класс интегрированного обучения и воспитания

"Перевернутый" урок как один из факторов становления самообразовательной компетентности учащихся. Подготовка и проведение литературных игр  («Пятёрочка», «Литературный футбол», «Тарантинки»)

(каб. 216; 10.30 – 10.50)

Провела учитель высшей квалификационной категории Тихоновецкая И.П.

4.«Карусель» (комбинированная форма проведения стимулирующего и поддерживающего занятия по русскому языку) 4 «А» класс

(каб. 218; 11.05 – 11.25)

Провела учитель высшей квалификационной категории Нехаева Е.М.

ПОДВЕДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. РЕФЛЕКСИЯ (11.25 – 12.00)

Всем коллегам выражаем искренние слова благодарности за грамотный подход к подбору материала по теме занятия, понимание, чуткость и профессионализм в работе. Отзывы присутствующих слушателей тому подтверждение! Большое спасибо педагогам, учащимся данных классов за проведённые мастер-классы!

Состоялся вебинар

Пути формирования профессиональных компетенций педагогов в работе с детьми с особенностями психофизического развития

Дата проведения 22 февраля 2017 года
Организатор: Институт повышения квалификации и переподготовки БГПУ